Ru En
Другие выставки:

Элементы теории призраков

Элементы теории призраков
Период проведения: 21 ноября — 17 декабря 2012 г.
Место проведения: Галерея 21

В мире тотальной коммуникации возможны различные типы отношений действия и наблюдения, сказанного и видимого. «Как вам мои стихи?», вопрошает последний титан модернизма первого диктатора века техники, — «Divertente!», восклицает голос власти. В это же время, австрийский инженер прорывает экран языка, наблюдая сквозь дыру в небосводе кинофильм об истории мира вплоть до его конца. Конформист и безумец, машина желания и пациент, белый мужчина и приезжий рабочий — существование общества как системы сообщений зависит от менеджмента мест речи, предписывающего переменные в функции я/язык.

Все видимое говорит, но не каждый говорящий видим: призрачность — это особый тип существования в повседневности символического. Для истории искусства он приходит на смену фланированию проклятых поэтов и derive ситуационистов. Призрак — это наблюдатель, свободный от известных ограничений: он может видеть сквозь стены (власти, языка) и беседовать с духами (времени, истории), но его физическое влияние ограничено перемещением вещей. Чистое присутствие, призрачность безлична, но не анонимна, свободна от желания, но не лишена чувств; бытие призрака похоже скорее на метексис идей, нежели на одержимость языком безумия.

Для виртуального капитализма, призраки — неизбежная издержка производства общества зрелища, пыль на глянцевых экранах. Но стать призраком можно не только через социальную или экономическую маргинализацию. Благодаря призрачности художника в мире культуриндустрии, искусство и воображение как способ взаимодействия с языком, отличный от коммуникации, формируют расширенную реальность по ту сторону тизеров языка власти.

Сергей Огурцов