Ru En
Другие выставки:

На волоске

На волоске
Период проведения: 18 сентября — 23 октября 2015 г.
Место проведения: Галерея 21

Как создается картина всей жизни? А картина жизни женщины, со всеми ее событиями, ее счастьем и горем? Художник Наташа Данберг использует в качестве метафоры женской истории обычную косу. Коса издревле является символом рождения одного явления и смерти другого, представляя собой череду времени, цепь событий. В России девушки по прежнему заплетают волосы в косы, особенно в ранней юности.

Наташа Данберг — российская художница, живущая и работающая в Швеции. Для одного из своих последних проектов она выбирает символический образ золотой косы. В серии фотографий «9 месяцев» каждое важное событие из жизни женщины, от начала жизни и до ее конца, автор бережно «вплетает» в косу. Вся эта история воплощена языком символов, характерным для богатой фантазии автора и ее превосходной способности находить убедительные метафоры для своих историй. Хотя плетение кос практически утраченная традиция для Швеции, этот символ по прежнему остается знаковым и понятным семантическим кодом, посредством которого автор оставляет послание зрителю.

Наташа Данберг родилась и училась в Москве, а в Упсале (Швеция) живет с 2000 года. Ее вряд ли можно назвать русским автором, скорее, это шведская художница, на которую оказали значительное влияние российская и шведская культуры. Именно это влияние и сформировало ее двойственную индивидуальность, которая дает ей уникальное знание и тонкое чутье российской культурной самобытности.

В видеофильме «Мария и Елизавета», которое представлено на выставке «На волоске», Наташа Данберг обращается к классической теме в истории искусства — исследованию эмоционального состояния человека, как дороги к самопознанию. Данберг документирует встречу юной Марии и Елизаветы, которая намного старше ее, обе женщины беременны. В течение столетий эту тему использовали многие художники. Один из наиболее известных наших современников — пионер видео-арта, американец Билл Виола. В фильме Виолы это событие показано как чудо с мужской точки зрения. Наташа Данберг, будучи женщиной, исследует эту тему совсем по-другому – видео работа «Мария и Елизавета» концентрируется на мыслях и чувствах женщин в отношении нежданной беременности. Данберг демонстрирует полное уважение к этому женскому состоянию, что характеризует ее как художницу-феминистку.

Благодаря данной концепции этот мотив получает новое, актуальное значение. Будучи женщиной, можно с легкостью представить себя в роли обеих героинь и почувствовать их эмоции в свете будущего материнства.

Наташа Данберг — типичный современный художник, чутко реагирующий на текущие события. Ее работа «Выбор» (Random) создана в период мировых политических волнений осенью 2014 года. В качестве метафоры Данберг использовала свой красный шарф, как символ террора, насилия и смерти, господствующих в мире. Брошенный на землю шарф олицетворяет всю кровь, показанную СМИ в течение лета 2014. Здесь шарф — это кровавое пятно, оставшееся после акта насилия, а тот факт, что это собственный шарф художницы, только усиливает эффект.

Но, несмотря не на что, насилие не побеждает. Красные цветы вырастают из окровавленной земли, — художник позволяет красным макам прийти на смену этим кровавым событиям. Всегда побеждает жизнь!

Цветы — это трогательный лейтмотив в творчестве Наташи Данберг. В своей работе «Черный цветок», художник делает четкое политическое заявление в отношении ситуации на Украине, используя цветы как манифест. Желтые подсолнухи — это выделенные цели для обстрела. Протестуя против насилия и смерти, заурядные, простые, прекрасные, но уничтоженные подсолнухи производят сильное и яркое впечатление.

На протяжении всего своего творчества Наташа Данберг метафорически и эстетически сочетает традицию и новаторство. Как художник, она обладает уникальной способностью находить подходящие метафоры к своему художественному посланию для доверительной беседы языком искусства. Без сомнения, ее творчество, выходит за рамки пола, места, времени и этнической принадлежности.

Кристина Карлстэм

Арт-критик

Швеция